Это интересно

Эволюция водолазного костюма


Люди всегда хотели попасть в глубину. Узнать что на дне морском. Но не хватало воздуха в легких, что бы продержаться под водой долго. Зато работала мысль человека изобретая и пробуя различные водолазные костюмы. В мире множество естествоиспытателей и искателей сокровищ. Большинство из них обуреваемы жаждой знаний и (или) обогащения. А под водой новые неизведанные загадки природы, территории, животные и конечно несчитанные сокровища затонувших кораблей всех эпох... 


1. Общеизвестно: Русь - родина водолазного дела. Да-Винчи опоздал и воспользовался разработками древних русичей. Подтверждение миниатюры из древнерусских книг. 


2. Впервые так называемые элементарные колокола для нахождения под водой описал Аристотель в четвёртом веке до нашей эры. Их использовали пловцы для подводного наблюдения и подъема сокровищ.  



3. В 1240 г. Р. Бэкон упоминает об «аппаратах, посредством которых человек может безопасно для своей жизни продвигаться по дну моря или реки».  



4. 16 век. Да-Винчи. Самый известный из древних инженеров, художников, архитекторов. В наше время по его чертежам создали водолазное снаряжение. Реально работает! История не сохранила свидетельств того, что Леонардо сделал хотя бы один такой костюм в реальности, но известно, что он опасался разглашать подробности строения придуманного им скафандра, чтобы технология не была использована со злым умыслом. Кожаный костюм, маска для лица с защитными очками и надувными мехами, предназначенными для погружения и всплытия. Водолазный костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он имел большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Две полых дыхательных трубки, сделанные из тростника и усиленные стальными кольцами, вели от рта водолаза на поверхность воды. Предусмотрен был даже гульфик для того, чтобы справить малую нужду под водой. В его рукописях есть чертежи и описания водолазных аппаратов, которые использовались в Индии. Профессор физики в Моденне Ж.Б. Вентури, сделавший доклад (1797) в Национальном институте науки и искусства о физико-математических чертежах Леонардо да Винчи, так описывает этот шлем: «Этот инструмент употребляли в Индийском море для ловли перлов. Его делают из меди с обручами, которые защищают от давления воды. Один из людей ожидает на берегу, в то время как другой, вооруженный этим инструментом, ловит жемчуг и кораллы. Он имеет стеклянные очки. Его каска снабжена большими шипами для того, чтобы защищать его от больших рыб». Итальянец Лорини в своем сочинении «Della Fortification», изданном в Венеции в 1592 г., упоминает, что со времени Леонардо да Винчи его костюмы используются итальянскими водолазами.


Изобретения да Винчи, намного опередили свое время. Достоверно не известно время изобретения скафандра. Считают, что Да Винчи сконструировал его для использования армией Венецианской республики против Османского флота. На рубеже 16 века Средиземное море было ареной боевых действий нескольких стран. Венецию часто атаковали турецкие корабли. Что привело к почти полному уничтожению венецианского флота и захватом множества пленников. Да Винчи считал, что описывать подробно создание водолазного костюма слишком опасно — может попасть “не в те руки”. Он писал: “Мой метод позволяет держаться на глубине столько времени, сколько человек сможет выдержать без пищи. Но я не собираюсь описывать его подробно, ведь злобная натура, присущая людям, может использовать его для темных делишек на глубинах — например, чтобы наносить кораблям непоправимый вред, который может привести к их затоплению вместе с командой”. 



5. В 1535 г. Гульельмо де Лорена создал цилиндрическую камеру высотой около 1 м и диаметром 60 см со стеклянными оконцами. Камера подвешивалась на канатах и помещалась на плечах водолаза, закрывая лишь его голову и грудную клетку. 



6. В 1551 г. Николо Фонтана (Итальянский математик) изобрел водолазный костюм, в котором водолаз должен был стоять, засунув голову в большой стеклянный шар. 


7. В 1615 г. в Оппенгейме была опубликована книга Франца Кесслера “Различные тайные искусства, первое: разведка местности, посредством которой один может открыть другому все сокрытое по воде и по суше, другое: водная броня (Was-serharnisch ), с помощью которой каждый может провести под водой несколько часов, гулять на дне моря, читать, писать, есть, пить, петь и прочее.” В книге дано описание автономного водолазного колокола с иллюминаторами, надувного пояса и ласт: Основу колокола составлял деревянный каркас с ремнями, который удерживал всю конструкцию на человеке. 


8. Колокол Борелли (1681год). В нем есть система регенерации воздуха в змеевике, охлаждаемом окружающей водой. Эта идея в дальнейшем будет повторена в его же конструкции автономного дыхательного прибора с резервуаром для воздуха, системой его сжатия и водолазным костюмом с ножными ластами.


9. В 1660 г. английский физик Роберт Бойль формулирует свой знаменитый газовый закон в книге «Новые физико-механические опыты, касающиеся упругости воздуха, и их результаты». Он же является автором первой в мире барокамеры, в которой проводил опыты над животными. 


10. Пьера Реми де Бова, 1715, французский аристократ. Костюм для погружения : один из двух шлангов тянулся к поверхности – через него поступал воздух для дыхания (его должны были накачивать в шланг с помощью мехов),; другой служил для отвода выдыхаемого воздуха. Предполагалось, что железный корсет защитит водолаза от чрезмерного гидравлического давления, а кожаная куртка сделает костюм водонепроницаемым. 



11. Джон Летбридж, 1715. Машина для погружения. По сути это длинная герметичная дубовая бочка. Предназначалась для поднятия ценностей с затонувших судов. Есть описание на страницах английского журнала «Джентльмэн'с Мэгэзин» в 30-х годах XVIII века: «Моя машина сделана из доброго северного дуба; она совершенно круглая, диаметром около двух с половиной футов в верхней ее части и восемнадцати дюймов в нижней. Вместимость ее приблизительно тридцать галлонов. Чтобы противостоять давлению воды, она скреплена как снаружи, так и изнутри железными ободьями. В ней вырезаны два отверстия для рук, а чтобы глазам было куда смотреть, снизу вставлено стекло почти четырех дюймов в диаметре и в дюйм толщиной. Еще два отверстия для доступа воздуха устроены сверху; разумеется, во время погружения они затыкаются. Машина удерживается прочным канатом, рядом с которым проходит «сигнальный шнурок», предназначенный для того, чтобы обеспечивать контакт с помощниками на поверхности. Я залезаю внутрь ногами вперед, и, пока я просовываю руки в отверстия, крышку крепко-накрепко задраивают снаружи посредством винта... Для того чтобы машина погрузилась в воду, потребны пять квинталов (50,8 килограмма) балласта, но достаточно сбросить всего пятнадцать фунтов, как она тут же идет вверх. Пока я внутри, я все время лежу на животе и часто провожу в таком положении более шести часов кряду. Воздух обновляется на поверхности с помощью кузнечных мехов, наконечник коих вставляется в предусмотренные на сей случай отверстия. На глубине, где я пребываю обычно от трех до четырех минут, я могу передвигаться в пределах квадрата со стороной двенадцать футов. Сотни раз я опускался на глубину до десяти саженей и достигал даже двенадцати саженей, но ценой больших затруднений...» 


Джон Летбридж был трезво мыслящим капиталистом. Он прекрасно понимал, что, только держа особенности конструкции в тайне, можно сохранить монополию на машину и обеспечить себе единоличное право на подводное кладоискательство. Поэтому в описаниях «ныряльной бочки» многих деталей не хватало. Как, например, изготовлять герметичные манжеты, в которые ныряльщик просовывал руки? Сказано лишь — «два отверстия для рук», а ведь это самая ответственная часть машины. 

В очерке «Клады бухты Порту-ду-Гильерми» было краткое упоминание о «ныряльной машине» Джона Летбриджа — «карманной подводной лодке» XVIII века, незаменимом в свое время аппарате для поиска драгоценных грузов затонувших кораблей. Джон Летбридж, умер 5 декабря 1759 года и похоронен на кладбище приходской церкви в Уолборо, графство Девоншир. В церковных записях он значится как автор «прославленной машины для погружений, благодаря которой он добыл со дна моря в разных районах мира сто тысяч фунтов стерлингов на благо английской торговли, потерянных было во время кораблекрушений...». 


Сохранились эскизы «машины», сделанные первым помощником капитана «Слот тер Хооге» Баартелем Таерлинком. В Парижском национальном архиве отыскались сведения, записанные еще одним очевидцем испытаний машины — эмиссаром французского военно-морского ведомства. История водолазного костюма писана кровью энтузиастов: Известны слова физика Дезагулье, современника Летбриджа: «Капитан рассказывал мне, что как-то раз, опускаясь на глубину тринадцати саженей, он вдруг ощутил, что кровь остановилась в жилах, он испытал страшные мучения, тяжело заболел и был вынужден провести в постели шесть недель. Я слышал также о другом человеке, который скончался через три дня после того, как опустился на четырнадцать саженей...» В наше время известный ныряльщик Робер Стенюи восстановил чертежи и сделал копию машины Летбриджа, погружение на 10 метров прошло успешно. 



12. Первый технический комплекс для погружения на большую глубину английского королевского астронома, геофизика, математика, метеоролога, физика и демографа Эдмунда Галлея, конец 17 века (комета Галлея). Это было изобретение представляющие собой металлические или деревянные емкости, перевернутые вверх дном. Воздушное пространство внутри колокола, позволяло некоторое время дышать внутри колокола, выходить из него, совершать необходимые действия и возвращаться обратно. В 1716 г. он сделал доклад о нем на заседании Королевского научного общества. Его колокол имел объем 1,7 м3, был изготовлен из дерева, обшитого оловом или свинцом, в верхней его части для освещения предусматривалось стеклянное окно. Колокол имел клапан для вдыхания воздуха из запасной емкости. Интересной особенностью изобретения Галлея было наличие у ныряльщика шланга, соединенного с колоколом. В докладе Королевскому обществу изобретатель писал: «Я обнаружил, что при значительном удалении водолаза из нашего аппарата весьма практичным будет непрерывная подача к нему воздуха по тонкому гибкому шлангу. Шланг может также служить ориентиром при возвращении в колокол.» Идея оказалась удачной и сам Галлей с четырьмя рабочими пробыл свыше 11 часов на глубине около 9 сажен. Описание очевидца: «Колокол опустился на дно. Затем ассистент одел на голову другой, маленький колокол, и смог немного походить по дну – насколько ему позволяла трубка, через которую он дышал оставшимся в большом колоколе воздухом. После этого сверху были сброшены бочки с дополнительным запасом воздуха, утяжелённые грузом. Ассистент отыскал их и подтащил к колоколу”. 

Систему, разработанную Э. Галлеем для пополнения колокола воздухом, можно считать прообразом скафандров с подачей воздуха по шлангам. Аналогичная схема подачи воздуха будет реализована в XX в. – в подводных домах и погружаемых декомпрессионных камерах для доставки водолазов на большие глубины. Метод Галлея использовался на протяжении века, до тех пор, пока Джон Смитон (строитель третьего Эддистоунского маяка) в 1788 г. не предложил применять для этих целей нагнетающую помпу. В 1789 г. прошли первые погружения «подводной клетки» Смитона, оснащенной такой помпой. Впервые вентиляция водолазного колокола с помощью помпы. С этого момента многочасовое пребывание водолазов под водой перестало быть фантастическим событием. 


13. 1771, автор Sieur Freminet. Чтобы стать изобретателем, понадобится технические знания, креативность, смелость и много удачи. В 1772 году Сьер Фремине (Sieur Freminet) попытался изобрести аппарат возвратного дыхания для погружения под воду, который возвращал человеку выдыхаемый им же воздух. Это был первый замкнутый воздушный аппарат. К сожалению, изобретение Фремине было опасным. По одной из версий изобретатель (точно не известно) умер при испытании устройства после 20 минутного нахождения под водой. Из-за недостатка воздуха. 


14. Карл Клингер, 1797. Немец. Изобретатель опробовал свое изобретение в реке, протекающей через его родной город Бреславль (сейчас Вроцлав, Польша). Верхняя часть костюма защищена цилиндрической конструкцией, благодаря чему можно было гулять по дну реки. “Состав: куртка, штаны из непромокаемой кожи и шлем с иллюминатором. Шлем соединялся с башенкой, в которой находился резервуар с запасом воздуха. Резервуар не пополнялся, так что время пребывания под водой было ограничено”. "Одежда для водолазов" - "костюм, для погружения в воду", в которой действительно можно было работать под водой дольше трёх минут. Внутрь двух дыхательных кожаных труб с распределительным клапаном для вдоха и выдоха была вделана спиральная пружина для того, чтобы давлением воды не сплюснуло стенки. Помпа для вентиляции костюма не предусматривалась, предполагалось, водолаз сможет дышать в воде самостоятельно. В 1798 г. изобретение Клингерта было испытано на реке Одер под Врацлавом. Уже при незначительном погружении у водолаза возникали затруднения дыхания, а на глубине 6 футов дышать стало невозможно, вследствие того, что давление воды на грудь водолаза превзошло силу дыхательной мускулатуры. Клингерт усовершенствовал свой костюм, придав ему монструозный вид. Для противодействия давлению воды на грудную клетку водолаза Клингерт превратил аппарат в металлическую кирасу с приделанными к ней штанинами. Поскольку герметичность была сомнительна, поэтому к кирасе крепился насос для выкачивания воды, попадающей в аппарат.



15. В 1808 году с весьма оригинальным изобретением выступил немец Фредерик Дриберг. Предложенный им водолазный костюм состоял из водонепроницаемого мешка, надеваемого на спину водолаза, и короны, украшавшей его голову. Никакой другой одежды бедняге не полагалось. В мешке размещались двойные мехи, которые с помощью сложной системы рычажно-шарнирных передач соединялись с задней частью короны. Чтобы заставлять мехи работать и таким образом обеспечивать себе возможность дышать, водолаз во время своего путешествия в морских глубинах должен был непрерывно кивать головой. 

Ни один из этих изобретателей, несомненно, никогда сам не опускался под воду. Обычно изобретатели посылали испытывать свои детища кого-нибудь другого. При этом они никогда не задумывались о том, что главная проблема заключалась не в подаче воздуха, как таковой, а в уравновешивании давления воды. Тело человека рассчитано на давление окружающей среды, равное одной атмосфере, что соответствует давлению воздуха на уровне моря. При погружении в воду на глубину 10 метров давление, воздействующее на человека, возрастает на одну атмосферу, и если водолаз намерен остаться в живых, он должен располагать источником дыхательной смеси, содержащей кислород, сжатый под давлением, равным давлению окружающей водолаза воды. Поэтому большинство первых водолазов, исчезнувших в океанских глубинах, на самом деле не задохнулись. Уже на сравнительно небольшой глубине (40 м) давление в общей сложности возрастает на 60 т по сравнению с давлением, которое испытывает тело человека на уровне моря. 

В 1802 году эту проблему впервые попытался разрешить англичанин Вильям Фордер. Изобретенный им водолазный костюм состоял из медного ящика, надеваемого на голову и туловище водолаза. Ящик был снабжен кожаными рукавами и штанами, закрывавшими остальные части тела. Как и во многих других более ранних конструкциях, воздух подавался водолазу по шлангу от установленных на поверхности мехов, однако изобретатель, стремясь уравновесить давление воды, предусмотрел подачу воздуха в весь костюм. К сожалению, Фордер потерпел неудачу, его мехи не могли обеспечить достаточного давления. 



16. Чонси Холл, 1810.


17. Август Зибе, 1819. Немецкий оружейник эмигрировавший в Англию. В 1837-м Огюст Зибе приобрел у братьев Дин права на использование их шлема и на его основе разработал водолазный костюм. Первый глубоководный скафандр с тяжёлыми башмаками Августа Зибе. По современной классификации это был костюм «мокрого» типа, поскольку водолазная рубаха была негерметичной. Костюм работал по принципу водолазного колокола: С судна воздух подавался водолазу с помощью насоса и выходил из-под нижнего края водолазной рубахи, неплотно прижатой к телу. Продержался с модификации на вооружении больше 100 лет.


Неудобство состояло в том, что если водолазу приходилось удерживать вертикальное положение, иначе могла попасть вода. В 1937 водонепроницаемое облачение, позволяло водолазу стать более подвижным. Соединил металлический шлем с костюмом из водонепроницаемой прорезиненной ткани. Снаряжение Зибе было успешно испытано при работах по подъему английского линкора "Ройял Джордж". 


Усовершенствованный костюм стал цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые боты и груз обеспечивали достаточную остойчивость на грунте. Зибе снабдил водолазный костюм травящим клапаном, который находился на груди и приводился в действие самим водолазом. Кстати, именно Зибе впервые назвал водолазный костюм "скафандром" от сочетания греческих слов "лодка" и "человек". Чарльз Паслей применил секторную резьбу для соединения котелка шлема с манишкой. Так родилась знаменитая «двенадцатиболтовка» фирмы Зибе, Горман и К°, с незначительными усовершенствованиями используемая по сей день. Патент на усовершенствованное водолазное снаряжение был выдан Августу Зибе в Лондоне, в 1855 г. Но в Россию новейшая технология водолазного дела добралась не вполне обычным путём. В 1857 г. Российское правительство заключило контракт с экспертом по подводным работам Гоуэном на расчистку дна Севастопольской бухты. Требовалось поднять или разрушить корпуса 28 кораблей, затопленных в ходе Крымской войны. Вместе с Гоуэном в Севастополь прибыли трое водолазов. Они подрывали корабельные корпуса пороховыми зарядами и поднимали на поверхность с помощью лебёдок. В 1857-59 гг. англичанин Гейнке привёз в Россию девять скафандров якобы собственного изобретения. Однако на самом деле Гейнке не изобретал, а просто усовершенствовал конструкцию снаряжения Зибе. В России патентные споры иностранцев мало кого волновали и в 1861 г. снаряжение Гейнке было принято на вооружение Российским флотом, а на Адмиралтейских ижорских заводах было организовано его производство. В том же 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом. 

Представьте скафандр весом более чем 130 кг (один шлем тянул на 15 кг!), водолазы могли находиться в воде по 8 часов. Здоровые люди. Герои! Статистика тех десятилетий выглядит достаточно печально — лишь не многим водолазам-профессионалам удавалось сделать карьеру и выйти на пенсию — большинство их погибало от декомпрессии, проникновения в скафандр воды и взрывов. И все же, несмотря на трудности, водолазы гордились своим ремеслом и никоим образом не сожалели о сделанном выборе. 


18. В 1823 г. англичане братья Джон и Чарльз Дин получили патент на вентилируемый скафандр для пожарных, который они в 1828 г. предложили использовать для водолазных работ. Воздух для дыхания нагнетался помпой по шлангу с берега или с водолазного бота, избыток воздуха выходил из под нижнего края шлема. Они же исполнители водолазных операций на затонувшей Мэри Роуз. 


В 1820-х уже в Англии несколько лошадей оказались в ловушке при пожаре в конюшне. Джон Дин пробрался сквозь дым, используя рыцарский шлем, в который подавался воздух через пожарный шланг, и спас всех лошадей. В 1823 году он запатентовал свой первый шлем против дыма, созданный для использования работниками пожарной охраны в задымленных помещениях. Этот аппарат состоял из медного шлема с гибким воротником. Длинный шланг для подачи воздуха с помощью насоса крепился к задней части шлема. Короткие трубки позволяли выдыхать отработанный воздух наружу. Позже этот шлем был приспособлен для водолазных работ Чарльзом Дином.

В 1829 году братья Дин плывут в Витстабл для испытаний своих подводных аппаратов и создают своё производство в городе. 

В 1830 году Джон и Джордж Белл подняли пушки с корабля Guernsey Lily. Одна из них сейчас установлена в парке Quex в Бирчингтоне. 16 июня 1836 года затонувшая Мэри Роуз была обнаружена рыболовецкой сетью. Джон Дин и Уильям Эдвардс достали с корабля части тимберсов, ружья, луки и другие предметы. 

В России снаряжение Динов впервые появилось в 1838 г. на Черноморском флоте а в 1848 г. было задействовано при подъёме тендера "Струя", затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 м. Командовал операцией никому неизвестный (пока ещё не известный) офицер П.С.Нахимов. 



19. Рукеройль Денейруз, образца 1865 г., прославленное Жюлем Верном. Снаряжение лейтенанта французского флота Денейруза и горного инженера Рукеройля состояло из резиновой рубахи и медной лицевой части с иллюминаторами. За характерный внешний вид маску назвали «Le Groin» — «свиное рыло». Маска крепилась к рубахе специальным хомутом. 


Воздух подавался с поверхности ручной помпой через ранец-«аэрофор», состоящий из баллона-ресивера и автоматического устройства подачи воздуха. Водолаз вдыхал воздух через шланг с загубником и выдыхал в воду через лепестковый клапан на том же шланге. Запас воздуха в ранце позволял водолазу дышать при пережатии или разрыве шланга. Правда, не 9-10 часов по Жюлю Верну а всего лишь около 15 мин. Но и этого часто хватало для подъёма водолаза. В аварийной ситуации, когда требовался экстренный спуск водолаза, снаряжение Рукеройля-Денейруза можно было использовать без водолазной рубахи и маски. Недостатки снаряжения Рукеройля-Денейруза заметны невооружённым глазом: Увесистая металлическая маска висит у водолаза чуть ли не на бровях и не защищает голову от ушибов, маленькие иллюминаторы отдалены от глаз и через них сложно что-либо разглядеть, соединение маски с рубахой металлическим хомутом трудно назвать надёжным. Кроме того, водолазы отмечали большое сопротивление дыханию. Тем не менее, снаряжение было удостоено высших наград на парижской всемирной выставке в 1867. Снаряжение Рукеройля-Денейруза обр. 1872 г. было принято на вооружение военным флотом России. Его производство было налажено на Адмиралтейских заводах и в Кронштадтской опытной механической и водолазной мастерской братьев Колбасьевых. После доработки снаряжение русскими мастерами оно стало прототипом «трёхболтовки», здравствующей на флотах и в портах России по сей день. Фото конца 1890-х годов. Возможно, первая фотография русских водолазов. Водолаз в трёхболтовом снаряжении обр. 1872 г., с дыхательным ранцем Денейруза за спиной. 


В России снаряжение Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. появилось в конце 1860-х гг. и использовалось гражданскими водолазами, работавшим при постройке опор Литейного моста в Петербурге. Но сражаться с неуклюжими масками оказалось не под силу даже Суровым Русским Мужикам. Флот забраковал снаряжение Рукеройля-Денейруза. К чести французов стоит отметить, что уже в 1872 г. на выставке в Петербурге они представили усовершенствованное снаряжение с нормальным металлическим шлемом. Изюминкой снаряжения стал способ крепления котелка шлема к манишке – на болтах. Быстро снять шлем чтоб «освежить голову» как на двенадцатиболтовках Зибе, невозможно (попробуй быстро отвернуть три гайки), зато повысилась герметичность костюма. 



20. Водолазный костюм с 20 маленькими иллюминаторами Альфонса и Теодора Кармагноль, Марсель, Франция, 1878 Скафандр способен безопасно погрузить человека на 60 м. Это сегодня эта глубина легкодостижима дайверам и даже фридайверам, а в те годы это было пределом совершенства, и чудом науки. Основной целью при конструировании была возможность работать в костюме под водой на большой глубине, двигать руками и ногами. Видеть под водой водолаз мог с помощью 20-ти визиров, которые расширяли поле зрения. Толстые стекла (14 мм толщиной) должны были сократить риск трещин от давления и были вмонтированы в короткие конические трубы, герметичность обеспечивала смесь из мастики и сурика. За основу конструирования костюма братья взяли средневековые доспехи, которые видели в некоторых музеях. По их мнению, только такие доспехи могли уберечь от высокого давления толщи воды. Шлем состоит из металлической сферы и усилен за счет двух креплений сзади. Затылочная часть доходит до середины шлема и полностью заварена, там же есть трубка для поступления воздуха. Шлем к корпусу крепился двумя болтами. Корпус состоит из двух половин, которые тоже крепились болтами в районе груди. Интересным моментом можно назвать решение свободного вращения суставами, возможность свободно сгибать локти и колени. Герметичность скафандра в суставах обеспечивалась за счет полосок свиной кожи В локтях и плечевом суставе было до четырех пластин – сегментов, которые были закреплены в определенной последовательности, что давало возможность перемещать конечности в четырех направлениях. На поясе и на бедрах существовала система дисков, которая позволяла делать повороты в стороны. Не ясно возможно ли было в таком костюме наклоняться. Возможно, сгибы в коленях давали возможность становится на одно из них, что позволяло сделать наклон. С четом давления, веса костюма, ограниченной видимости практикой работы под водой и ограниченными движениями остается только представлять какой физической силой и сноровкой должен был обладать человек, чтобы работать в таком скафандре. А до изобретения акваланга оставалось 64 года… Этот экспонат можно видеть в Национальном морском музее Франции в Париже



21. Генри Флюс, 1878. Изобретатель создал устройство для спасения горных рабочих из затопленных водой участков шахт и горных выработок. Устройство представляло собой прорезиненную маску, закрывающую лицо водолаза и соединенную герметичными трубками с кислородным баллоном, дыхательным мешком и коробкой с веществом, поглощающим углекислый газ из выдыхаемого воздуха (каустической содой). Изобретение Флюсса явилось первым работоспособным ребризером. В 1879 году Генри Флюсс совершает первое документально подтвержденное погружение на нитроксе. Водолаз в этом снаряжении спускается на дно у берегов Чили, где произошло крушение британского судна Cape Horn, чтобы поднять груз меди, 1900 


22. Водолазный скафандр – в моде, с ним снимают студийное фото. Романтика опасных глубин.



23. М. де Плюви, 1906. Один из первых водолазных костюмов с поддержанием давления. Он утверждал, что совершил много погружений на глубину до 100 метров. Не известно правда это или нет. Водолазный костюм похож на робота из научно-фантастических фильмов 1950-х годов. 


24. Честер Макдуффи, 1911. Костюм из алюминиевого сплава Честера Макдуффи весом около 200 кг. И снова водолазный костюм похож на робота из научно-фантастических фильмов. 


25. Три поколения водолазных костюмов немецкой фирмы «Нойфельд и Кунке», 1917-1940. Дальнейшее усовершенствование сочленений водолазного скафандра заслуга немецкой фирмы «Нойфельд и Кунке». В 1917 году эта компания разработала два образца жестких скафандров, где были использованы шариковые подшипники. Несмотря на обнаружившееся вскоре несовершенство данной конструкции, образцы второго поколения разработки немецкой фирмы были приняты «на вооружение», и в 1924-м с их помощью было совершено погружение на глубину, равную 152 метрам. Третий вариант был еще более совершенен. Костюм третьего поколения (произведён между 1929 и 1940 годами) позволял погружаться на глубину 160 м. и был снабжён встроенным телефоном. Разработки компании «Нойфельд и Кунке» легли в основу жесткого скафандра итальянца Роберто Галеацци в начале 30-х годов прошлого столетия, была в том числе принята на вооружение военного флота недавно образованного Советского государства.

Другие инженеры разрабатывали все новые и новые конструкции, позволявшие не только покорять доселе немыслимые глубины в 200, 300 и более метров, но и достигать все большей маневренности находящегося на глубине водолаза, а также увеличивать время пребывания под водой. 




26. Мистер Перес, Лондон, 1925. Стальной водолазный костюм. Американские морские водолазы использовали такие водолазные костюмы. Этот костюм позволил водолазам работать на больших глубинах, чем прежде и его можно было использовать на большой глубине для спасательных операций. 


27. Водолазы были очень популярны. Все хотели приобщиться к их славе. Странички из журнала с инструкциями о том, как смастерить собственный костюм для подводного плавания из подручных материалов вроде банки для хранения печенья или сосуда для нагревания воды 


28. Самодельные шлема 



29. 1933, Мини-подводная лодка на одного человека. Скафандр, позволяющий водолазу значительное время работать на глубине 300 метров без долгого процесса декомпрессии. Можно сказать, что это скафандр был субмариной на одного человека. Благодаря этому скафандру водолазы больше не должны были испытывать дискомфорт от холодной воды, вдыхать сложные газовые смеси и должны были перестать бояться потенциальную кесонную болезнь. 


30. 1938, Металлический костюм, позволявший водолазу спускаться на глубину более 350 м. 


31. 1943, Кусто, Ганьян, Первый автоматический комплект с регулятором давления, маской, баллонами со сжатым воздухом. Это основа всех сегодняшних легководолазных устройств. Жак Ив Кусто вместе с Эмилем Ганьяном усовершенствовал уже существующий регулятор давления, которым был снабжен скафандр образца того времени, и приступил к созданию современного акваланга. Передвигаться под водой стало много легче, если спускаться при этом на значительную глубину. Ныряльщик, снабженный аквалангом, в зависимости от глубины может находиться под водой от нескольких минут до часа и более. Погружение в акваланге глубже чем на 40 метров сопряжено с риском, так как сжатый азот, содержащийся в его баллонах, может вызвать неадекватные реакции у ныряльщика. 



32. 1974, Жесткий скафандр. Скафандр использовался в 70-х годах прошлого века в нефтяной промышленности. В 1979 женщина водолаз - Сильвия Эрл установила мировой рекорд в этом скафандре. Она спустилась на 381 метр и шла по морскому дну в течение двух с половиной часов, рекорд, который до сих пор не побит. 


33. Экзист – испытания в 2014 году уникального подводного скафандра Exosuit, который может открыть для человечества новые подводные горизонты. Удивительно, но при всем существующем прогрессе, мировой океан хорошо исследован лишь до глубины около 100 м, да и то не по всей его огромной площади. Между тем, изучение океана имеет очень большое значение. Например ученые полагают, что организмы и химические соединения в глубине океанов могут помочь в решении многих медицинских тайн. Увы, но доступных и эффективных методов изучения тех же биолюминисцентных существ, живущих на глубине сотен метров, до сих пор не было. Ситуацию может изменить уникальный подводный моторизованный скафандр Exosuit. Это 240-килограммовый двухметровый костюм из алюминиевого сплава, который позволяет человеку работать на глубине до 305 метров. Для сравнения: предельная глубина погружения большинства военных подлодок составляет 350-400 м. Скафандр обеспечивает жизнеобеспечение и подвижность на глубине, где давление в 30 раз больше, чем на поверхности. Для повышения мобильности и помощи слабым человеческим рукам и ногам, Exosuit оснащен сервусилителями ног мощностью по 1,6 л.с., а также 18 соединениями, которые обеспечивают уникальную подвижность рук. «Рукава» скафандра можно оснащать различными сменными насадками: захватом, резаком, буром и т.д. 

Особенностью Exosuit является полностью автономное жизнеобеспечение, в то время как к большинству аналогичных подводных скафандров кислород и электричество подводятся с борта корабля. Exosuit имеет систему регенерации кислорода, которая очищает воздух от углекислого газа и пополняет его кислородом. Система имеет автономность в 50 часов и, в отличие от глубоководных гидрокостюмов, не требует точного подбора смеси кислорода, азота и гелия. В Exosuit подводник дышит обычным атмосферным воздухом под нормальным давлением, что избавляет от лишнего риска и длительной декомпрессионной процедуры. Стоимость Exosuit составляет $1,3 млн - и это недорого на фоне стоимости подводных роботов, мини-субмарин и тем более глубоководных батискафов. 

Инженеры разрабатывают все новые и новые конструкции, позволяющие покорять доселе немыслимые глубины в 200, 300 и более метров, но и достигать все большей маневренности находящегося на глубине водолаза, а также увеличивать время пребывания под водой. И все же предела совершенству не существует. Работы по улучшению водолазного снаряжения велись на протяжении тысяч лет, и в результате на свет появилась наиболее технически совершенная из всех когда-либо существовавших серия жестких скафандров, получивших название NewtSuit. Эта разработка была осуществлена канадцем Филом Ньютеном. 


34. Россия имеет на вооружении жесткие скафандры. По ГОСТ Р 52119-2003: Жёсткий водолазный скафандр предназначен для подводного наблюдения и выполнения водолазных работ оператором находящимся в условиях нормального внутреннего давления. Начали использоваться подводно-технических работах еще в 1984. Жесткие водолазные скафандры позволяют пилоту погружаться на глубины до 365 метров в течение всего нескольких минут и выполнять работы на заданной глубине без подъема на поверхность в течение длительного времени. Подъем на поверхность осуществляется в течение нескольких минут без необходимости прохождения длительной декомпрессии. 

В настоящее время на снабжении ВМФ России находится четыре комплекта жёстких водолазных скафандров «HS-1200» (канадской фирмы «Oceanworks») с рабочей глубиной погружения 365 метров. 


Рабочая глубина погружения: 365 м. Высота скафандра: 2,06 м. Вес на воздухе: 378 кг. Вес в воде: 0−2 кг. Рост пилота: 1,6−1,9 м. Материал: литой алюминий. Коммуникации: цифровая проводная связь, гидроакустическая связь (27 кГц). Система жизнеобеспечения: кислородная, дублированная, замкнутого цикла дыхания, с очисткой от углекислого газа, с независимой аварийной вентиляцией, 6−8 часов в рабочем режиме и 42−48 часов в аварийном режиме. Система движителей: с постоянной скоростью вращения двигателей, с изменяемым углом атаки лопастей гребных винтов. Производство Newtsuit — штучное. Изготовление одного скафандра занимает полгода и стоит чуть больше миллиона долларов, от одного до трех месяцев изготавливается спускоподъемное устройство (еще полмиллиона долларов). В «комплект» должны входить два скафандра — в одном работают, другой ожидает наверху в полной готовности на случай спасательного спуска. Скафандр подгоняется под конкретного пилота гораздо тщательнее костюма, сшитого в дорогом ателье. Регулируется длина корпуса, «рукавов» и «штанин», балластировка. В скафандре тесно, но опытные пилоты легко вынимают руки из «рукавов» и манипулируют переключателями. Некоторые пилоты даже берут с собой под воду книжку и во время пауз в работе успевают ее читать. 

Для сравнения, при проведении традиционных глубоководных водолазных спусков, безопасный подъем водолаза-глубоководника с глубины 365 метров на поверхность (адаптация к нормальному атмосферному давлению) занимает более двух недель. По мнению специалистов, использование жестких скафандров для различного рода подводных работ экономически оправданно, так как их эксплуатационная стоимость по сравнению с более дорогостоящими системами погружения мала. Главное преимущество в том, что во множестве ситуаций работа водолаза, облаченного в скафандр, поистине незаменима. Спасательные работы, на подводных лодках, потерпевших аварию, операции для обеспечения функций глубоководных нефтяных вышек и т.д. 

Нашу планету называют Землей. Но мы знаем, что земля составляет только 1/5 нашей планеты. Аквамарин посвящает нашу работу творческому меньшинству любителей приключений, желающих открыть для себя «Синюю зону» - остальные 4/5 нашего дома в безбрежном космосе! 

Прогресс. Развитие. Аквамарин. 

И это в природе человека.


Назад в раздел