Александр Мездрин Александр Мездрин


Ориентирование? Смотрите сами – природа, красиво, свежий воздух. Совершенствование интеллектуальное, физическое, эмоциональное. Ребенок развивается ГАРМОНИЧНО!







1. Вперед, в прошлое

2. Проблемы, проблемы…

3. Что необходимо?

4. Что дает ориентирование


Александр Мездрин. Тренер национальной команды РФ по спортивному ориентированию, специалист в вопросах восстановления организма. Тренер (руководитель кружка) 57 школы по спортивному ориентированию.



Вперед в прошлое!


Главная проблема ориентирования в Кировской области сейчас – отсутствие грамотных квалифицированных тренеров. Есть отделение в спортшколе, но скорей всего уровень тренеров не очень высокий. Сейчас в мире спортивное ориентирование очень серьезно развивается и чтобы бежать на соревнованиях на уровне Швейцарцев, нужно заниматься с очень хорошим тренером, мирового уровня.


Еще проблема – карты. Нет качественных карт – не будет высококлассных спортсменов. Над чем сейчас, к моей большой радости, работает Федерация – это создание карт. У нас в Кировской области всего четыре аттестованных картографа. Один квадратный километр карты для спортивного ориентирования стоит около 20 000 рублей. Для соревнования нужно минимум 6 квадратных километров, считайте сами это 120 000 рублей. Но это, конечно, не на 1 раз – карта сделана и можно ей пользоваться несколько лет. Приходится самому рисовать карты бесплатно. На голом энтузиазме.


Много ли делается на энтузиазме без денег? В спортивном ориентировании сегодня – практически все. Председатель Федерации работает на голом энтузиазме. Плюс еще вкладываем свои средства. Сейчас тренерам даже запретили возить детей самостоятельно на соревнования и сборы. Вот если водки попить – пожалуйста, никто не запрещает собираться гурьбой. А на соревнования нельзя, не по приказу. А где взять денег поехать на соревнования детям?


У меня создается впечатление, что в спорте мы вернулись (по крайней мере в Кирове) в средневековье, когда был мастер и у него 1-2 ученика. При социализме были школы, которые массово занимались спортсменами. Мое детство – все шли в секции. Не ходишь – тебя общественное мнение самих детей не поддержит. Бокс, гимнастика, штанга, легкая атлетика – неважно что, главное заниматься, добиваться результатов. Тогда ты уважаемый человек, интересный, в компании. И здоровый, а это самый лучший выигрыш общества. И много было тренеров достойных, секций для всех детей, инвентарь. Захотел – занимайся. Эта массовая система позволяла воспитывать и отбирать лучших, из них еще более лучших, самых упорных и талантливых, и так до спортсменов мирового уровня. А остальным – массы бонусов: здоровье, воспитанная воля к победе, умение достигать результатов, навыки коллективизма, взаимодействие с обществом и т.д. Союз распался, и сейчас другая ситуация. Хочешь воспитать спортивного ребенка? Найди мастера, неважно, чем он занимается. И мастер, если захочет, и ребенок будет посещать занятия и, родители оплатят, будут возить и т.д. - воспитает спортсмена и человека. Индивидуальная работа с тем, кто придет и будет в состоянии заплатить. Система массовой спортивной подготовки сегодня развалена и по факту отсутствует. Передача уникальных навыков – сегодня это индивидуальная работа.


Вернулись в прошлое, к принципу «ученик-мастер». Системы развития физкультуры (даже обычной физкультуры) – сейчас не существует. Какая в школе физкультура? Уровень сейчас не соответствует тому уровню, который давали при социализме. Лично в моем детстве была снарядная гимнастика, сейчас ее нет. Были лыжи, коньки сейчас ее либо нет, либо ее заменили справки о болезни… А сколько новых интересных видов спорта появилось (дайвинг, кайтинг, сноуборд, картинг и т.д.)? Где-то, но не в школе.


Мой ученик пошел по моим стопам, заканчивает ВятГГУ «Физвоспитание», с красным дипломом. В 37 школе физкультуру ведет у детей… Я не знаю, будет ли дальше работать по специальности. Думаю, что нет. Зарплата минимальная в школе 12 тысяч…. А ведь захочет жениться, машину, квартиру.


Даже если будет тренер, будут ученики-дети, их будет мало. Учить детей трудно, необходимо финансирование, инвентарь, выезды, сборы… А кто заплатит? Проще работать со взрослыми, выезды фирм, байдарочные походы, пейнтбол, баня, наконец коммерческая деятельность… 


Тратятся деньги на футбол, хоккей. И дай им бог. Но системы работы с детьми нет. Сейчас тренеру не надо много детей. Зачем ему десять детей, а сто??? – ни в коем случае! (Это проблемы). Он может спокойно тренировать одного, двух, трех. Причем, в конечном итоге останется один, так как остальные отсеется. Так и получается система «мастер-ученик».


Я считаю, что управлению спортом надо не только на медали ориентироваться, а повернуться лицом к массовому спорту. Чтобы люди, и в первую очередь дети массово развивались. Есть массовость, как раньше было, количество перерастет в качество. Да, можно взять одного человека, готовить его, но это путь неправильный в масштабах города, области, страны наконец. Могу по своей дочери сказать: она когда начала заниматься ориентированием, были очень хорошие результаты. Во Францию, она стала победительнице соревнований. Но потом результаты остановились – нет конкуренции. А дети развиваются, когда есть конкуренция – это нормально.


Правильный путь, который управление спортом, похоже, не принимает. Давай медали! А каким путем эти медали получать? Какой ценой? А что будет со здоровьем, психикой ребенка? Такая постановка задачи имеет серьезную червоточину. Тренер стремится любым путем дать результат. То есть, если я могу тебя сегодня «объегорить», чтобы получить своим воспитанником медаль, я все сделаю ради этого. Я не заинтересован в честной борьбе. Если я сегодня «рвану в обход» – у меня медаль, у меня зарплата, у меня привилегии. А что будет с детьми дальше? А что вообще будет дальше? И что важнее медали или здоровое, развитое поколение?



Проблемы, проблемы…


Во-первых просто мизерные (в сравнении даже с лыжами, хоккеем, футболом) затраты на инвентарь. По оснащению ориентирование – очень недорогой вид спорта. Обычная спортивная одежда, планшет (нужен только зимой), карта и компас. Кстати, одна из самых лучших моделей компаса – «Москомпас», отечественный, модель «Стабильная стрелка», двухопорная – не затирает при наклонении и перекашивании. Совершенное инженерное изобретение нашей оборонки.


Ведь, например, у нас школа БОСС, она работает именно на массовость, чтобы в районах области развивать ориентирование. Выделяют какие-то деньги? На этих детей вообще ничего не выделяется. Какой результат в этой школе БОСС? Хотя бы то, что дети стекла не бьют, не курят, не нюхают... Хотя бы во время занятий. Вот самый простой результат. Самое главное для чего это надо – создание полноценных увлеченных людей. Которые не затягиваются в подворотне, а чем-то увлекаются. Простой пример – на стадионе Прогресс работал тренер Виктор Иванович Вачевских. Мой тренер. У него висел широкий-широкий ремень на гвозде, где было написано: «Воспитать человека труднее, чем подготовить чемпиона». Кстати, Виктор Иванович до сих пор работает, сейчас в Лицее естественных наук (КЛЕН), заслуженный учитель РФ, чемпион Советского Союза – очень много регалий. Пишет замечательные стихи.


Есть и шахматы и шашки, но дети хотят в передовые виды спорта, что модно и технически совершенно. Такие виды спорта в Кирове развиваются. Сами, энтузиастами, трудно, но развиваются. Эта же Федерация горнолыжного спорта. Я считаю, что прогресс и в развитии ориентирования есть. Мы растим тренерские кадры – людей, которые двигают это хоть как-то, организаторы этого дела. Но больше это инициатива конкретных людей, нас тренеров. Но раз есть человек, есть условия, то придут дети.



Что необходимо?


В первую очередь, финансирование. Нужен транспорт, нужен инвентарь, необходимы оплаченные спортивные сборы, усиленное питание спортсменов, оплата тренеров, врачей, аренда помещений – много всего. Поездки спортсменов, тренировки на разных рельефах, соревнования, обмен опытом и т.д. Ориентирование – это такой вид спорта, где нужно бегать по разным местностям. В Кировской области один рельеф, а приезжаем мы в горы, там совсем другой. И если мы приехали и сразу побежали на соревновании по этому горному ландшафту – результат будет скорей всего нулевой. Не готов спортсмен. Были, конечно, у нас уникальные случаи, когда ребенок приезжал и выигрывал, но это феноменальные дети. Тренировка спортсмена с одним партнером, затем другой спарринг-партнер, иначе не растет мастерство. Только через преодоление разных сложных ситуаций, трудных партнеров, через победы и поражения (а как без них). Мы приедем в Псков – совершенно другая местность. Нет опыта – проиграем. Всегда чтобы адаптироваться к той или иной местности спортсмены едут перед соревнованиями и тренируются именно на этой местности. В ориентировании очень многое зависит от опыта. Поэтому спортсмены и результаты показывают обычно уже в зрелом возрасте.


Если говорить о финансировании Федерации, то каждый год выделяется квота (деньги). Ее размер определяется местным управлением спорта. Чиновники учитывают, сколько было призеров, сколько человек занимается, сколько «продвинутых» тренеров, судей и т.д. И в зависимости от этого, каждая Федерация набирает балы.


Получить деньги на Федерацию - сложно конечно. С чиновниками вообще сложно. Такого, что пришел и тебе просто дали, не было. Конечно, есть добрые люди, спонсоры, не чиновники, они спрашивают: дети занимаются? Занимаются. Проблемы финансовые есть? Да, скрывать не буду, есть. Тогда давай наши деньги потратим на детей. Эти же поездки на сборы, оплачиваются в основном спонсорскими деньгами. Пришли чиновники и дали – такого сейчас нет. Вырвал зубами кроху и десять раз отчитайся. Надо просить и по принципу курятника: оттолкни ближнего, сходи на нижнего.


Что считать результатом? В спорте медали? Возможно, но в жизни это не тот результат. Желаемый для общества результат спорта для детей – общение со сверстниками, общение с природой. Проще говоря, эмоциональное, физическое и умственное развитие. В конечном итоге – отсутствие наркотиков, алкоголя. Это самый главный момент, который я вижу в воспитании гражданина. При этом необязательно медали и ранг. Многое зависит от личности тренера. Мой тренер в моей судьбе сыграл просто определяющую роль, как личность, как тренер. Как идеально? Есть требования культуры, этики и эстетики. Культура, конечно – это самое главное, а сейчас у нас в стране культуры нет. Почему нас не любят за рубежом? Потому что мы бескультурные. Ведь русского человека в другой стране видно издалека.


В 2012 году на Кировскую федерацию ориентирования было выделено порядка 400 000 рублей в год. Это соревнования, поездки спортсменов и т.д. В футболе и хоккее: там несравнимые суммы. Во-первых, это олимпийские виды спорта. Как в Советском союзе были нужные и политически ненужные, так и теперь – олимпийские и не олимпийские. Насколько оправдано выделять на эти виды спорта огромные? Особых достижений нет. Государству нужно определиться четко в своей позиции и нам сказать: или развивать массовый спорт и физическую культуру или развивать спорт «достижений». Но спорт достижений это абсолютно другое.


Мне как тренеру, дали бы минимальный инвентарь… Ведь некоторые дети живут в семьях, которые не в состоянии купить лыжи. Каждый второй ребенок, наверное. Если не больше 50-70% детей. А сами занятия у нас бесплатные. Но инвентаря нет. Возможный выход.


В любом государстве бесправными остаются дети и старики. Если взрослые могут как-то решить свои вопросы, то с детьми проблема. А какой выход? Работает на трамплине Эдуард Коковихин. Много лет «бился», пытался что-то развить, а сейчас у него появился сторонний спонсор. И сразу появился «ретрак», трасса и т.д. Пусть даже это коммерческое использование, если есть эта же гора, то есть, здесь помимо коммерции могут быть и дети. Все будет тогда, когда появится специалист и финансирование. Как я говорил про финского тренера: ему денег выделили, он работает. Если бы я не нашел себя в жизни как человек, который может заработать себе на жизнь, не знаю, работал бы я сейчас с детьми. Наверное, ушел бы. Хотя было, уходил – в охране работал, с пистолетом. Был не самым плохим охранником.


Очень сложно. Сейчас выгода поставлена во «главу угла». Вот к чему пришли москвичи, мои коллеги. Они сейчас чтобы их клубы финансировали, заключают с предприятиями контракты. Т.е. есть какая-то частная фирма. Есть руководитель, который хочет иметь хороших работников, хороших маркетологов и т.д. И тренер говорит: давайте я подготовлю вам ребят, надо тебе 5 человек в таком-то году. И я подготовлю детей к тому, что они придут к вам. Вы даете им экипировку, они занимаются, они поступают в соответствующий ВУЗ и т.д. Заключается контракт. Дети потом приходят. Руководитель получает тех, которые им нужны, качества закладывает необходимые, требования. Не всегда работает. А какой выход – исключить из цепочки воспитания детей государство? Звено, которое не в состоянии справиться с задачей? Если заказчиком не выступаем государство – то с радостью! Но нет, государство не убрать. Оно может быть заказчиком. А может и не быть. На сегодняшний день чаще не быть. Ведь государство не пришло и не спросило меня: что тебе надо для тренировок и развития детей. Но люди, которые готовы мне помочь в этом, встречаются.


Возможно ли появление в Кирове массового спорта? Спорно. Это нужно очень серьезно работать. Нужны люди, которые будут стремиться к этому. Таких людей все меньше и меньше – энтузиастов. Дилемма – вышел на другую работу, денег заработал, можно купить себе ботинки красивые, сходить в ресторан – потратить все на себя. Но мне почему-то больше хочется с детьми общаться. Меня бьют по рукам, но это не останавливает, внутренняя потребность есть. Я так реализовался в жизни. Я не стал хулиганом, из рогатки стекла не бил (хотя в малой степени и это было). Правильных людей встретил (возвращаясь к личности тренера). Я просто увидел, что делаешь людям хорошо – всем хорошо, и тебе тоже.


Перспектива массового спорта под большим вопросом. Люди сейчас не заинтересованы в спорте, особенно в детском. Действительность такова: дом построил, забор поставил, у меня все чисто. А потом, раз, и за забор мешок с мусором. Так и ребенок – пошел за забор и покурил. У таких людей и дома так же: ребенок дома ходит улыбается, а за забор вышел, достал рогатку или шило, чтобы колесо проколоть соседу, потому что сосед не нравится, взглянул не так или тоже мусор за забор выбрасывает….



Что дает ориентирование


Знать карту – это важно. Очень сильно развивает мыслительные процессы. Я ребят спрашиваю: вы замечаете, что во время разговора по телефону вам надо ходить? Они – да, замечаем! Человек начинает мыслить в движения. Я считаю, что это очень здорово. Интеллектуальное развитие в ориентировании человек получает очень хорошее. Физическое тоже. Занятия любым видом спортивной деятельности и ориентированием в том числе развивают умственную составляющую. Ориентирование особенно развивает. Ориентирование – это циклический вид спорта, где очень много ациклических движений. Цикл – это повторение, то есть, ходьба – это циклическое. А мы раз – и перепрыгнули что-то – это уже ациклическое движение. Нестандартное. Ты должен думать и предвидеть это. Мышление, особенно при ориентировании на рельефе, работает очень сильно – там еще и пространственное воображение развивается. И не будем забывать про эмоциональную нагрузку. Этого сейчас во многих видах спорта нет. Ориентирование? Смотрите сами – природа, красиво, свежий воздух. Совершенствование интеллектуальное, физическое, эмоциональное. Ребенок развивается ГАРМОНИЧНО!


Ребенок, его поведение, занятия в детстве – это адаптация к дальнейшей жизни. Спорт – это модель жизни. Мы выходим из школы. У нас цель – устроиться на работу или поступить в институт. Так же, у нас цель во время выхода на дистанцию – преодолеть ее. И чем мы ее успешнее преодолеваем, чем мы лучше действуем, тем лучше наш результат. Точно также ребенок приходит в жизнь. Если он приучен, что для получения результата нужно что-то вложить (подготовиться, размяться, шнурки завязать), он и в жизни точно так же. Он идет на экзамен: мне и выглядеть надо так-то, и почитать что-то, вспомнить и повторить. Это на подсознании уже даже заложено.


Алкоголь, наркотики. Те, кто у меня занимаются, во-первых, понимают, что это вредно. Попробуйте в состоянии алкогольного опьянения сделать физическую нагрузку. Понимают не на уровне нравоучений, а на своем, глубинном уровне, практическом опыте. Свои ошибки, свое понимание. Крепче понимают. Что греха таить, среди бывших спортсменов много случаев алкоголизма. Особенно среди тех, кому не хватает культуры (сталкивал с лыжни). Алкоголизм происходит и по другой причине – невостребованность после завершения активной спортивной карьеры. Комплекс. А моим детям зачем таксикоманить, пить, если он на тренировках заставляет себя работать? Они понимают, уровень образования и адаптивности в обществе выше. Изначально они имеют понятия в области физиологии. Я стараюсь доносить до своих учеников эти и многие другие вопросы. К примеру, едем с соревнований, спрашиваю у детей: чем товарищ от друга отличается? Они объясняют, спорят, дискутируют. У ребенка есть выход плохих эмоций от общения, на маршрутах. Да и таксикоманят и пьют почему? Детям нечем заняться. А у спортсменов есть коллектив, есть хорошие друзья, которые могут сказать: Вася, ты не прав.


Мне всегда в любом виде деятельности ближе проявление личностных качеств. Когда дети на соревнованиях помогают друг другу, для меня это уже яркое впечатление. Когда человек сходит с дистанции, чтобы оказать помощь, получившему травму. Таких случаев в ориентировании много. Бежит девушка по лесу в Москве, поскользнулась и упала. С одной стороны я бегу, с другой еще один участник и одновременно мы спрашиваем: Чем вам помочь? Или же проявление спортивной борьбы. Яркий пример – мой воспитанник, Слава Ковалев первый раз приехал на соревнования в Геленджик, финиш в гору. На середине горы они бегут гандикап (кто первый финиширует, тот и победит), он убегал первым, а немного заблудился и отстал. Я ему кричу: «Слава, что же ты победу отдаешь? Нажми!» И он прямо на глазах обгоняет лидера и буквально на финише выигрывает. Это проявление бойцовского духа, личностных качеств. Вырвал победу в четном соревновании. Вот он результат работы!  


Как оценить перспективы тех кто занимается? Если говорить о тех перспективах (социальные, человеческие, а не «медальные»), по окончанию лета 2011 (как и в предыдущие годы) у моих детей были изумительные перспективы. Все ребята, которые занимались, поступили в высшие учебные заведения. Кто в Питер, Москва, кто в Кирове. Они адаптированы в жизни. Я знаю, что сейчас они живут в другом городе и у них не будет проблем постирать, приготовить еду, сориентироваться в чужом городе. Еще перспектива – Мустафин Руслан выиграл первенство страны. Тоже поступил в ВУЗ, первый курс заканчивает (поступил на факультет физвоспитания). Нравится ему там. Есть результаты и такие, и такие.


Проблема отсутствия должного домашнего воспитания всегда есть. Самые хорошие результаты, когда есть взаимодействие семьи, школы и спортивного клуба. Помните, был фильм «Пацаны»? Хороший фильм. Советский. Там тренер Паша говорит: «У каждого пацана должен быть мужик, которому он может сказать «ты». Может быть, конечно, дети мои мне «ты» не говорят, но быть человеком, к которому они могут со своими проблемами подойти, мне бы хотелось. Как тренеру. 



Тоже интересно!


Спортивное ориентирование – что это?


Люди боятся неизвестного. Считают, что ориентирование – это взял рюкзак и куда-то пошел, заблудился и «утонул» в болоте. Зря. Это динамичный вид спорта, очень насыщенный, эмоциональный, технический, физически развивающий. Включает многие знания и умения.




Я и мои воспитанники больше занимаемся ориентированием бегом, хотя, есть ориентирование на лыжах и на велосипедах – во всех этих дисциплинах проводятся чемпионаты мира.


Чем хорошо ориентирование, как массовый вид спорта – все соревнования проходят по возрастным группам, т.е. дети соревнуются со своими сверстниками.


«Ориентирование бегом» это несколько отличающихся друг от друга видов (как в легкой атлетике):

  • Заданное направление (дистанция нанесена на карту, дается на старте, в контрольных точках надо отметиться через компостер или электронные отметки). Пункты надо пройти строго в заданном порядке.
  • Ориентирование по выбору. Это когда много-много пунктов и нужно как можно быстрее их собрать. Предположим, 20 пунктов, надо 10 «взять» – и кто быстрее. Чемпионаты мира в этой дисциплине не проводятся, хотя в чемпионате России есть такой вид.
  • Ориентирование в разное время суток. В ночное время (даже есть чемпионаты России). Это очень интересный вид с точки зрения экстрима. Кто любит экстрим – идеальный вариант. Эмоций «вагон»! 


На старте участник получает карту, на ней нарисован треугольник – это начало ориентирования. Участник идет по разметке, на трассе контрольные пункты и необходимо проколом иголкой карты указать, где этот контрольный пункт находится. Результат определяется из скорости гонки и как в биатлоне штрафные минуты за точно нанесения. Есть контрольная карта. Если правильно проколол (допуск дается 2 миллиметра на дрожащие руки), тогда штрафы не прибавляются. Если ошибся – штраф идет дифференцировано. 3 минуты можно получить на каждом пункте.




Конечно не всем подходит. Журналист-телевизионщик, Лугинин, он когда-то в детстве бегал, заблудился и говорит: «Оооо, это ваше ориентирование»...


Проводятся соревнования. К примеру, по зимнему спортивному ориентированию на лыжах было 14 марта 2012). Эти соревнование проводит городской центр. Педагоги за свою зарплату отрабатывают часы. 10 рублей взнос с ребенка, чтобы воспользоваться базой. С детей из 37 школы денег не брали, так как они помогают базе – чистят лес осенью, сухостой, валежник.


На этих соревнованиях 12-я, 14-я, 17-я и 20-я (возраста) группы. Летом вообще группы через 2 года, то есть, участников еще больше получается. Это подстроено под стандарты чемпионатов мира. Стартовало более 100 детей.


Вообще, спортивное ориентирование доступно всем. Планшет сделать очень просто – из подручных материалов обычно создается. Бутылка полуторалитровая (разрезать), два куска картона, проволока и все. Затраты минимальные. И, конечно же, лыжи обычные.


Физическая нагрузка скрадывается за счет того, что участнику приходится работать с картой – для детей это более оптимально, чем бежать лыжную гонку. Бывает, что ребенок может мало-мальски ногами перебирать, а ему тут же говорят – побежишь за школу. Есть вероятность перенапрячься, что не скажешь про ориентирование. Старт идет через минуту. Самый юный участник – может бежать участник не младше десяти лет.


Есть ориентирование для инвалидов – «ориентирование по тропам» или «Trail Orienteering». К сожалению, в Кирове не удается развить, хотя, для инвалидов – интереснейший вид деятельности. Сами инвалиды не в состоянии финансировать занятия, а спонсоров не нашел. Если бы кто-то откликнулся, было бы здорово. Кстати, по этому виду тоже проводятся чемпионаты мира. Во всех этих номинациях в России есть свои чемпионы мира (кроме мужчин по ориентированию бегом и женщин по ориентированию по тропам). Есть выдающиеся спортсмены, например, Хренников – 13-кратный чемпион мира по ориентированию на лыжах. Феноменальный показатель, выдающийся. К сожалению в стране практически неизвестный.


Есть российские соревнования, проводит Москомпас, в Апреле. Есть даже семейные группы. Ориентирование дает массу вариантов участия. Семьей, детям даже в 5 лет. С точки зрения доступности и оздоровления населения, ориентирование – это вид, которому нет равных. Например бассейн. Сколько сразу может заниматься? 50 человек. По часу поплавали 10 групп – 500 человек. А в лес? К примеру, шведская многодневка собирает 16 000 участников. И лес выдерживает. Правда, там перед соревнованием вылавливают всех оленей и прочих животных, чтобы не встречались с людьми. Был случай – в Финляндии поймали после серьезных соревнований лося, у него врачи зафиксировали предынфарктное состояние! Бывает и такое.



Как стал заниматься с детьми?


Я тренер. Фактически, тренер по призванию, тренер по образованию, тренер по подготовке. Это про меня… Моя детская мечта – быть тренером. Мне очень интересно с детьми – обучать, общаться. Начинал в 37 школе. Команда школы занимала всегда хорошие места на соревнованиях среди школ Кирова в 70-ых годах. Я постоянно бегал в эстафетах, и там же работала учительница географии Ситникова. Однажды она сказала мне: «Ты школу заканчиваешь, а кто после тебя будет? Вы бегаете на соревнованиях, дипломы зарабатываете, а кто потом это делать будет? Вот я тебе завтра приведу шестиклассников и будешь их тренировать». Меня посадили в кабинет географии и пришли ребята – Валерий Молостов, Наталья Чернышова… Сначала подготовка, рассказы о том, что это такое. Потом я ребят к моему тренеру пригласил, у которого сам занимался. Начали на простенькие соревнования ездить, попробовать.




Поступил на факультет физвоспитания ВятГГУ, там уже сам начал готовить команду. По результатам очень хорошую команду создал. Бежали достойно на российских соревнованиях. Были призерами «Рос. Буревестника». Отучился, получил диплом «Преподаватель физкультуры и физвоспитания». Армия, как у всех в то время, даже мысли не возникало «откосить», не служил – так и не мужик. После работал 5 лет военруком, ориентирование практически бросил. Но потом снова начал…


Мое мировоззрение на свою жизнь – я себя не считаю исключительным, героем, или просто никем. Я просто отдаю то, что было получено мною от людей этой страны в свое время. Дети меня зовут Сей. Потому что был Сан Сеич, потом СанСей, а теперь еще короче – Сей.



Мои первенцы!


Первая группа детей, которых я научил ориентированию, 1978 год. Самое сложное – научить понимать карту, знаки на ней. Так же как научиться читать. Выучили знаки – тропинки, дорожки, пошли на практике изучать. Я своих первенцев всех до сих пор знаю, помню. Это как первый ребенок – его помнишь буквально с пеленок.


Были дети очень способные, например, Валера Молостов. Он интуитивно понимал рельеф. На занятиях я лепил всякие формы рельефа, рисовал рельеф как на картах – Валера сразу схватывал суть и вникал. Он сейчас врачом работает в 3-ей поликлинике. Закономерно: очень хороший врач.


Были ребята, которые просто так ходили за компанию. Случаи разные с ними помню: был школьный турслет, мои дети всегда хорошо бегали. Переживал за них, волновался. Занималась интересная девочка, Оля, раньше она занималась худ. гимнастикой. Пришла просто за компанию, особо заниматься не хотела, но была очень способная. Говорила: «в этом ориентировании – бежишь, какая-то фанерка болтается, не интересно». Но стала ходить, понравилось! Через меня много детей «прошло». 


До уровня КМС человек 10-15, моих воспитанников, которые серьезно бежали, среди которых и призеры российских соревнований, не очень много. Человек двадцать-тридцать. Это спорт! А всего воспитал в районе ста человек, может быть больше. Сейчас мы работаем на область, есть школа у Галины Павловны Мезриной, называется «БОСС» – «Будущее Ориентирования Создаем Сами». Массово занимаемся, иногда приезжает до 200 детей. Вот через эту программу прошло очень много детей. Сотни. Есть программа этой школы «БОСС», которая стала лауреатом конкурса обучающих программ. Программу хороша. Мы быстро и качественно учим детей ориентированию.


А в Финляндии, например, тренеров нет как таковых. Очень, очень мало. Люди сами организуются: собрались, по 10 евро собрали, выбрали человека который может тренировать и все. Тренирует. Ездил я на семинар в Финляндию, там был финский тренер Ульва Канерва, по образованию дизайнер. Конечно, кроме этих добровольных сборов по 10 евро у них есть и клубные средства. В Скандинавии вообще ориентирование – это спорт №1. Он в школьной программе, вокруг этого вида крутится в Скандинавии все. Все лыжники бегают ориентирование, биатлонисты бегают ориентирование, все школьники бегают ориентирование и т.д.




Есть такой показатель МПК (максимальное потребление кислорода) это основная функция крови, сколько кровь может переносить кислорода. У ориентировщиков этот показатель один из самых высоких по сравнению со спортсменами, выше чем у лыжников. Все нагрузки проходят на воздухе, в лесу, темп бега «рваный» и т.д. В Скандинавии все спортсмены базовую подготовку получают в ориентировании. Результат закономерен у них очень много чемпионатов и соответственно чемпионов.


Пытаемся создать что-то похожее у нас: Общественная организация «спортивного ориентирования» планирует проводить четверги ориентирования для привлечения населения. Организация аттестована, занимается ей Шмаков Андрей Иванович (тел. 47-40-31). Приходите – будет интересно!



Про Аквамарин


Что запомнилось в Аквамарине? Использую все, что когда-либо покупал. Горелку-резак, обувь использую, пуховик – все хорошее, качественное. Планирую пуховик купить - износил. В первую очередь иду в Аквамарин. Ассортимент достойный, да и в остальном все в порядке. Вообще, отвлеченно, в российских магазинах меня угнетает не ассортимент, а отношение продавцов. В Аквамарине же продавцы работать стараются, что не может не радовать.