Галина Мезрина Галина Мезрина


Пожалуй, ничего так не развито в области, как ориентирование!




1. Немного обо мне

2. Про школу БОСС

3. Принцип работы школы БОСС

4. Сборы и соревнования

5. Ориентирование и государство

6. Особенности программы обучения



Директор Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Основатель и преподаватель школы «БОСС» (Будущее Ориентирования Создаем Сами). Супруг: Александр Мезрин.



Немного обо мне


По образованию я педагог начальных классов, 15 лет отработала в СОШ № 57 г. Кирова. Вышла замуж за Александра Мезрина, педагога по спортивному ориентированию Центра детского туризма, начала вместе с супругом детишек своего класса втягивать в занятия туризмом и ориентированием. Через какое-тот время получила приглашение стать заместителем директора «Кировского областного Центра детско-юношеского туризма и экскурсий». Приняла его и ни разу не пожалела! 8 лет проработала заместителем, затем стала директором. Школа «БОСС» - это мой первый проект как заместителя директора. Кстати, образовательная программа школы стала победителем Всероссийского конкурса дополнительных образовательных программ. Когда начинали вместе с мужем работать по программе, сами не ожидали, что «БОСС» станет таким популярным! Что касается практики ориентирования – за всю свою жизнь прошла немного дистанций! В основном вместе с детьми. Откровенно говоря, мне не до того. У меня другая работа. Много организационных вопросов… Сейчас тем более есть помощники – уже наши ставшие взрослыми воспитанники - я могу в лес вообще не ходить – все без меня сделают. А организационные моменты требуют очень, очень много времени и сил, особенно, когда такое массовое участие детей. Надо всех привезти, расположить, организовать, накормить, проследить и наконец вывезти туда и обратно – это все на мне.



Про школу БОСС


Совместными усилиями с мужем придумали программу обучения. Что касается оповестить, привезти, накормить, расположить – это я (организационные вопросы). А спортивная сторона – это, конечно же, он. Сейчас у нас «бегают» мальчики 22-летнего возраста, начавшие заниматься с 5 класса. Они уже помогают ставить дистанции, работают в качестве инструкторов. А начинал Александр Алексеевич один, было тяжеловато.


Раньше (до появления школы БОСС) было так: в городе работали одни лишь центры и станции туристов. К примеру, наш областной центр, городской центр, в Нововятская станция туристов…. В 2003 году я пришла в Центр заместителем директора и начала претворять идею популяризации ориентирования в области. «БОСС» – это, проще говоря, кружок. То есть, как, например, во Дворце пионеров: танцевальные кружки, вязание и т.д. А у нас кружки – объединения – туризм, ориентирование, литературное краеведение, историческое краеведение. И объединению ориентирования мы придумали такое вот красивое название! Придумал его и обосновал Александр Мезрин. А я приняла эту интересную идею! Прижилась хорошо, сейчас даже флаг есть и песня есть. А вообще, мы называем себя не кружком, а Клубом спортивного ориентирования. Но, по сути, это объединение «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» Кировской области, как и остальные – у нас их 40 с лишним штук. И «БОСС» – самое многочисленное объединение. Сначала школа ориентирования была без имени – так ее и называли, но потом появилось имя. В 2013 году, кстати, будет юбилей – 10 лет нашей школе.


Если отталкиваться от глобальных идей «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий», то цель создания школы «БОСС» – охватить детей области спортивным ориентированием. У нас учреждение областное, мы должны работать на школьников всего региона. Не просто находясь в областном центре взаимодействовать с детьми области, поэтому начали создавать новые объединения. Чаще мы, педагоги, едем в область, к ребятам (в Афанасьевский район, в Омуктнинский, в Фаленки и т.д.) и обучаем ориентированию. Там в районах педагогов нет, зато есть дети. Мы рисуем карты, учим ориентированию. И там, где есть инициаторы, люди (человек дела) наш вид спорта начинает развиваться. Местные педагоги работают с ребятами. С нашего стартового толчка. В общем, задача – охватить область ориентированием. По факту: охватили основательно, фундаментально, как оказалось на сегодняшний день. Результаты есть. Пожалуй, ничего так не развито в области, как ориентирование! А вообще сначала идея возникла не в таком широком масштабе, мы не ожидали, что настолько сильно подхватят нашу инициативу. Мы просто работали, брали детишек, возили их каникулы на сборы. К нам присоединялись другие объединения – городской центр туризма, ребята из Нововятска, из Кумен станция туристов. И так просто – раз-раз-раз, примыкают все больше и больше! Начинали с 25 человек, а на последней сессии у нас было 360 обучающихс!. Сами не ожидали, что так здорово у нас получится!



Принцип работы школы БОСС


Сначала мы с Александром ездили вдвоем в районы, а теперь нас уже целая бригада – подключилась Чепецкая станция туристов (там очень хорошие судьи), наши кировские ориентировщики ездят, даже выпускники (ребята по 21-22 года) принимают участие. Едем командой человек 8-9, так как 360 ребят не организовать, не обслужить вдвоем и не научить ничему. Необходимы помощники. Обучение ведется в двух направлениях – детское и преподавательское. Районные учителя участвуют во всех обучающих процессах, узнают все азы (некоторые раньше вообще в ориентировании ничего не понимали). Нет такого, что приезжает педагог с детьми и говорит, мол, давайте учите моих детей, а я пока в стороне посижу. Большинство инициативны, стараются помочь. Едут люди заинтересованные, посторонних нет.


И детям, и преподавателям нравится – не было еще ни одного человека (из преподавателей), которые бы после базового знакомства отказались бы изучать ориентирование. Происходит единение – потом все друг другу пишут, общаются. Очень благоприятный и теплый климат. Последние лет пять ездит с нами Московская область, город Истра. Познакомилась с директором местного центра туризма, рассказала про школу, они попросились. Приехала сначала группа 10 человек, затем 20, а сейчас уже 40. Из республики Коми тоже приезжают – они рядом находятся. Они ездят целым автобусом, уже года три с нами. Приезжают из республики Башкортостан – город Нефтекамск, они уже шесть лет приезжают. Вышли за границы области!


Вообще, незаинтересованный человек не поедет ни на сборы, ни на соревнования. А еще если узнает, что надо быть в лесу, среди комаров... Иногда и ночевать приходится в палатках. Да и с той точки зрения, что ехать на сборы необходимо в выходные или каникулы, жертвуя свое время. Кому это интересно, тот едет, а посторонних нет. Некоторые проводят свободное время на даче или даже на диване. А мы с детьми на сборах! Это для нас отдых. Как говорил Ленин: лучший отдых – это смена деятельности. Мы по этому принципу и живем.


Чтобы лучше понять специфику работы школы БОСС, представим ситуацию – маленький мальчик, раньше никогда не занимался ориентированием, и вот он захотел учиться. Необходимо дождаться, когда, когда мы, преподаватели, приезжаем в какой-нибудь район на сборы. Этот мальчик тоже приезжает на сборы, если кто-то едет из его школы. Выдаем табличку с условными знаками и спрашиваем, все ли понятно. Далее идут объяснения, что такое карта, как с ней работать. Выдаем каждому нашему преподавателю свою группу, так и происходит теоретическое знакомство с ориентированием. Это в первый вечер. Подковали немного теоретически, затем с этим же инструктором-преподавателем мальчик идет по дистанции. Можно и одному идти, для тех, кто особенно смелый! Бывали случаи, говорят, что все ясно и сами убегают, а затем возвращаются с круглыми глазами и кричат, что ничего не поняли! Дальше идут с инструктором, работают с картой (золотое правило ориентирование – правило «большого пальца»). Так тихонечко идет вхождение в ориентирование. Дальше отпускаем детей самостоятельно. Если вопросов нет – хорошо, а если что-то непонятно, разъясняем. Я после соревнований на рабочем месте ( во время сборов на это нет времени) изучаю все протоколы – кто и как проходил дистанции. Анализирую всех, кроме разрядников (с ними все понятно). Новичков прослеживаю детально – сколько снято, сколько прошло или не прошло и т.д. По 2-3 дистанции проходят все, а 5 или 6 – очень редко.


За само обучение мы ничего не берем – оно бесплатное. Только выезд на сборы платный, питание тоже оплачивается самостоятельно, за родительский счет. Все по минимуму, по доходам людей. А так наши педагоги получают зарплату от Центра. Стартовый взнос за участие в соревнованиях тоже оплачивается родителями. Причем, на всероссийских соревнованиях взнос весьма ощутимый, в отличие от нашего (10-20 рублей) - 400-600 рублей. Не нами придумано, да и доходы людей в большинстве областей выше, больше дают денег на спорт…



Сборы и соревнования


Выезды на сборы и соревнования совершаются во все каникулы – зимние, летние, осенние. Весной сразу две сессии – на майские праздники (4 дня) и мартовские каникулы (2 недели). В марте ездим на соревнования на Черное море (Геленджик) – раньше по сто с лишним человек было. В последний раз только 60. Финансово тяжеловато. Два года ездили в Пятигорск, затем в 2012 году снова вернулись в Геленджик. Сначала сборы, а потом сразу соревнования. Для ребят это отличная возможность друг с другом познакомиться, в тепле погреться, море повидать. Летом в основном своими силами ездим на своем личном авто. Но оно не резиновое, всего 9 человек можно уместить. Хорошо, что родители помогают – тоже едут, одна машина в дополнении к нашей всегда есть. Родители понимают, что их дети больше чем им самим никому не нужны! А тут удивительно, что кто-то возится с их детьми, и с удовольствием нам помогают личным транспортом!


Сборы длятся четыре дня. Первый день – заезд, решение теоретических вопросов. Проводим обучение, если совсем новенькие приехали. А со следующего дня прямо с утра начинается работа на местности. Ориентированию нельзя научиться за столом. Надо брать карту с компасом и идти в лес. Там учиться. В день 2-3-4 дистанции дети проходят. Новички неспеша, разбираются, идут по несколько раз, если неправильно прошли. Кто более опытный (например, разрядники), они эту дистанцию бегут. Каждый по своим силам. Кто 4 не может, 1 или 2 проходят. Работа индивидуальна. В первый день после обеда бежим тренировочную дистанцию, ее проходят все. Бегут на время, по группам. А в последний день – официальная дистанция, соревнования, где уже выполняются разряды - итоговые соревнованиями школы «БОСС». Дети со сборов с грамотами приезжают , с медалями. Вообще соревнования внутренние, именно для участников школы. Но было как-то, что приезжали люди и из других областей в них поучаствовать. Всех допускаем.


Майская сессия всегда бывает в одном из оздоровительных лагерей. Мы едем на карту, созданную заранее. И все участники подтягиваются туда же. Осенью, в свою очередь, мы едем в какой-либо в район. Были в Котельниче, Фаленках (раза 3), г.Кирово-Чепецке (раза 4), Яранске, Омутнинске, Верхошижемье, Слободском, Куменах… Едем конкретно в район, а остальные все туда съезжаются. Бывает, что из самого района, где проводятся сборы, почти никого и нет на сборах. Пример – Мурыгино (осень 2011 года). 5 или 6 человек всего оказалось местных – за детей Мурыгино обидно. Мы карту их местности нарисовали, приехали, а там так мало заинтересованных, или просто любопытных. Карта ведь остается на месте, по ней можно ориентироваться, а кто это будет делать, если желающих нет? Некому карту оставить. Они нас пригласили, а в итоге такая ситуация. Было досадно. Такое впервые. С Верхошижемьем тоже не очень хорошо получилось. А в остальных районах - полный порядок! В Фаленках сейчас лучшая команда в области, в Яранске – вторая лучшая команда. Дальние районы (Омутнинск и Котельнич, к примеру) постоянно с нами ездят. Приезжают и деньги находят – все за свой счет. А Мурыгино – рядом с Кировом , а так \ А потому что человека нет, вот и все по компьютерам, в игрушках и чатах. А как здоровье, волю к победе и т.д. воспитать в равнодушных и непришедших детях? Что то будут за граждане?



Спорт, дети, ориентирование и государство


Финансирования и интереса со стороны властей разного уровня – нет. Ну, может быть, мы сами никуда не обращались... Наша школа «БОСС» финансируется государством – дается зарплата преподавателям. Как и в любом другом туристско-краеведческом объединении Центра туризма.. Кроме того, сильная поддержка в последнее время от Федерации спортивного ориентирования. Это общественная организация и мы с ней очень хорошо контактируем. Председатель – Андрей Иванович Шмаков. Он с нами все сборы проводит, оборудование, какое может, предоставляет. Все, что у него есть, готов отдать в наше пользование . Но все это – инициатива частных лиц, каких-то отдельных людей. А в целом, особой помощи ждать не от кого. Спасибо, конечно, что нас хотя бы так финансируют и не закрыли еще. Посмотришь, что в России делается, да почитаешь законы об образовании и думаешь – как же мы еще существуем? Поэтому, как никогда актуально: подальше от начальства и поближе «к кухне»! Справляемся сами, никого не трогаем, воздух не сотрясаем, глаза не мозолим.


Не скажу, что все плохо. Недавно кто-то из коллег спросил: как вы живете, финансируют ли вас вообще? Мы не жалуемся. Главе нашего департамента, Чурину Анатолию Михайловичу, спасибо. Дай Бог, чтобы он и дальше работал. Он понимает суть, специфику и т.д туристско-краеведческой работы, сам занимался туризмом, заинтересован лично, приезжает к нам на слеты, учителей поддерживает.


В последнее время спонсоры хорошо помогают: магазины «Арсенал», «Аквамарин», кондитерская фабрика «КИО».



Особенности программы обучения


Можно отметить форму организации – сборы в области. На наш взгляд, это единственно возможный способ в наших условиях. Ведь не будешь же ребят с районов приглашать в Киров, здесь их где-то размещать надо и кормить, получается очень дорого. А в районах мы спим, бывает, на полу в школах! Платим по 50 рублей всего. А сколько стоит номер в гостинице Кирова? 250 рублей. Конечно, там горячая вода и все удобства. Но это уже не так важно, да и детям удобнее дома находятся.


Еще одна особенность – в первые годы работы школы БОСС у нас была ориентация на массовость. Дети только начинали ездить. Учили всех одинаково. А затем для тех, кто уже поездил несколько раз, сочиняем упражнения индивидуально, на усложнение и на развитие технических навыков. Причем, глобальная цель - не просто научить ориентированию, а человека вырастить! Это точка зрения Александра Мезрина. А у меня, как организатора, цель – развить массовость, охватить побольше детишек. Но опять же, с какой целью охватить? Чтобы они не били стекла, уважали других, не пили, не нюхали клей и т.д. А если они еще и спортсменами вырастут, то вообще здорово! Конечно, единицы после обучения вырастают успешными спортсменами – по пальцам можно пересчитать детей, которые что-то показали на российском уровне. Их действительно мало. И это нормально. Ведь для того, чтобы чего-то добиться на таком уровне, нельзя ограничиваться нашими сессиями школы БОСС. Надо ездить на областные соревнования ФСО КО, надо ездить за пределы области, а это все «ложится» на родительский карман – не каждый потянет. Да и не каждый родитель понимает, зачем ребенку это надо. Пусть сидит за компьютером или телевизором. И ничего, что ребенок однобоким, близоруким, нервным и слабым будет. Именно поэтому я за «БОСС»: ориентирование – это вид спорта, который очень гармонично развивает ребенка. У меня цель – массовость для детей, у Александра Мезрина – еще и «изюминки» вытащить. Вместе с мужем получается комплексный подход! Ведь работаем над общим делом – воспитанием подрастающего поколения. 



Тоже интересно


Ориентирование в массы


Как происходит популяризация и донесение до ребенка информации о школе БОСС? Мы в начале каждого учебного года в сентябре департаменту образования предоставляем информацию о том, что наш Центр приглашает детей обучаться навыкам спортивного ориентирования (туризма, краеведения и т.д.). Высылаем данные в районные управления образования и на их совести оказывается донесение информации до школ, домов творчества и станций (центров) туризма. Рассылка на места – это уже их обязанность. А потом по каждой сессии пишется отдельное Положение. Оно и высылается заинтересо ванным лицам. В Положении вся информация по учебной сессии – где, когда и что будет проводиться. Места проведения школы «БОСС» за 10 лет ее существования «упорядочились» таким образом: зимняя сессия (новогодние каникулы) и осенняя (начало ноября) – в районах области, майская –в одном из оздоровительных лагерей области, весенняя (конец марта) – выездная, южные регионы России. При выборе места проведения сессии в районе Кировской области, все упирается в человека, отдельную личность, готовую взять на себя все организаторские функции – договорится на счет питания и размещения, транспорта и проживания. Из практики – этим могут заняться директора школы, методисты, директора станций туристов и их заместители, человек, имеющий отношение к туризму или готовящий команду к выступлению на наших соревнованиях. В общем, заинтересованный человек. Задача непростая – 300 участников необходимо принять, накормить, как говориться, «спать уложить» – сделать это нелегко.




Уже более 2000 человек прошло через школу «БОСС». Полтора года назад подводила итог, было 1500 ребят, сегодня отметку в 2000 преодолели (по протоколам соревнований и сборов). Не все дети остаются, не все втягиваются в ориентирование. В целом по области занимающихся, конечно, меньше 2000, так как ездят часто одни и те же. Кто-то и по 6 лет уже ездит на «БОСС»– ребята с первыми разрядами, КМС. Все равно участвуют и мастерство повышают. Бывают и обратные ситуации – съездил, разряд привез, а на следующие соревнования не поехал. Причины всякие – педагога нет, денег не хватает. Да и не может всем подряд ориентирование нравится. Может кто-то танцевать хочет? Съездил, попробовал, не понравилось, ушел – зачем комаров кормить, ноги сбивать? Трудности останавливают.



Приятная покупка


Недавно приобрели электронную отметку для школы «БОСС» и областных соревнований. Майская сессия 2012 года была первой, где мы использовали свое новое оборудование. Детям электронная отметка очень нравится – интересно и любопытно. Для участника – это пластинка с чипом, одевается на палец. Прикладывается чип на базу контрольного пункта и вся информация сразу поступает на финишный компьютер. Ребенок пробежал дистанцию, отметился на всех базах, финишировал и тут же может узнать свой результат. Ему выдают распечатку, где написана вся информация – сколько времени участник бежал, сколько контрольных пунктов прошел, сколько из них правильно, сколько неправильно и т.д. Можно запрограммировать систему так, чтобы компьютер показал твое место среди финишировавших участников. Технологии! Сейчас учим своего педагога, как всем этим пользоваться. Оборудование недешевое. Стоит 280 000 рублей.



Планы и основные проблемы


Прошло уже почти 10 лет с момента начала работы школы БОСС, и, думаю, что пора уже усовершенствовать процесс. Детям все это интересно, в новинку, а нам, преподавателям, уже этого мало, надо развиваться дальше. До электронной отметки особенно часто эти мысли возникали. А сейчас купили аппаратуру и стало снова интересно! Ведь с электронной отметкой расширяются возможности. К примеру, можно лабиринт провести или ночное ориентирование. Новые возможности. Но в идеале нам хочется новые районы изведать, выйти на районы, которые еще совсем не принимали участие в школе «БОСС». К примеру, Арбажский.




Что мешает? Прежде всего, заинтересованных людей крайне мало или вовсе нет. Если был бы преподаватель, который захотел бы обучать своих детей ориентированию, он давно бы привез их на сборы. А если такого человека нет, то и участия, соответственно, тоже нет. К примеру, Вятскополянский район. Вроде бы и краеведение хорошо развито, и человек есть (приезжал к нам на слет, но один, без детей), однако, очень далеко ехать, финансов не хватает. У кого что. Где-то человека нет, где-то финансов, а где-то и карты. Может, и хотят ориентированием заниматься, но нет возможности ввиду отсутствия карт. К сожалению, (и это еще одна проблема школы) создание спортивной карты - процесс очень трудоемкий и недешевый (даже по российским меркам). Наш педагог Александр Мезрин , рисующий карты для проведения сессий школы «БОСС» не может один нарисовать всю область – не разорваться! Как всегда, главное- люди! В связи с данной проблемой, мы открыли «дочернее предприятие» школы «БОСС» - проводим стажерские площадки для педагогов и заинтересованных лиц по подготовке специалистов по рисовке спортивных карт местности. На сегодняшний день самостоятельно создают спортивное карты в Фаленском и Омутнинском районе, г.г. Кирово-Чепецке и Котельниче.



Про Александра Мезрина


Высшая квалификационная категория Александра говорит сама за себя – сложно ее защитить, иметь результаты своих воспитанников , а не только свои. Как к педагогу у меня к нему нет претензий! Все в жизни уравновешено, семья для него на втором месте – это я как жена могу сказать. На первом – работа. А сейчас это не только дети, а еще и ориентировщики российского масштаба. Детям он отдает все. И не только время, но и материально поддерживает своих воспитанников. Машину купил для чего? Чтобы возить детей на соревнования! У нас две дочери, а микроавтобус - на восьмерых! Но у нас вся семья в спорте – обе дочери с детства занимаются ориентированием, имеют звания КМС по ориентированию. Да и я в этой же сфере работаю, вижу все изнутри, поэтому понимаю и поддерживаю супруга.